Замок из пластилина

Практические советы по моделированию архитектуры из пластилина. Статья рекомендуется для занятий с детьми.

Журнал "Юный художник", 1997 г., №2


На главную Проекты храмов Творческие работы Модели Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Замок Castillo de Gaga
Пластилиновый замок Castillo de GagaКрыши пластилинового замкаПластилиновый замок в процессе строительстваСтроительство пластилинового замкаВид на замок с птичьего полетаОбщий вид пластилинового замкаБашни и крыши замка из пластилинаВид на главную жилую башню замкаЗадний фасад замкаВид на круглую башню замкаПарадный фасад замкаКруглая башня замка со снятой крышейИзображение на потолке круглой башни пластилинового замка


Лепить из пластилина я начал еще в дошкольном возрасте: "строил" пластилиновый город Авуград. Это была интересная игра. Позднее, знакомясь с архитектурой, стал относиться к этому занятию серьезно. Сейчас учусь на последнем курсе Государственного университета по землеустройству на архитектурном факультете.
Рисовать я еще не умел, но любил в детстве изображать маленькие картинки, как кадры мультфильма.

Снимать мультфильмы начал сам, дома. Упросив маму купить кинокамеру, осуществил свою детскую мечту. Мой пластилиновый город по-настоящему ожил. Хотя мама часто повторяла, что я "изобретал велосипед", я так не считаю. Позднее узнал о существовании народной детской киностудии "Аистята", снял мультфильмы "Золушка", "Волшебный город Художника". Теперь на этой же киностудии учу детей рисовать.

Как-то при благоприятном случае решил заняться монументальной живописью, стенной росписью интерьеров. Эта область, подчиненная архитектуре, создает среду, обстановку, в которой мы пребываем. Это то, что можно не только придумать в проекте или эскизе, но и создать своими руками.

Моделируя из пластилина, разработал некоторые приемы. Но освоив только их, вряд ли удастся слепить фантастический замок или дворец, а не сарай.
Знакомство с архитектурой лучше начать с рассматривания картинок, фотографий, памятников зодчества. Для изготовления модели можно выбрать существующее здание или придумать свое. На доске или фанере, на которой будет стоять модель, нужно вычертить план. Масштаб используется 1:50, 1:100, 1:200... Для сказочного теремка подойдет произвольный.

Стены люблю делать толстые, целиком из пластилина, а не склеивать из картона или плотной бумаги. Толщина, массивность стены видна в прорезях оконных и дверных проемов, арках. Грубую заготовку стены следует раскатать, разгладить цилиндрическим предметом, например, бутылкой, на стекле. Чтобы избежать прилипания, стекло, заготовку и бутылку смачиваю водой. При этом важно проследить, чтобы вода не попадала в трещину между слоями пластилина, которых не должно быть вообще. С лицевой стороны вместо окрашивания стену можно тонко обмазать пластилином нужного цвета и затем снова, но слегка разгладить бутылкой. С помощью ножа и угольника разметить стену и отрезать излишки, прорезать окна и двери. К окнам с внутренней стороны можно прилепить кусочки прозрачного целлулоида. В углы здания и наиболее ответственные места вдавить прутья из толстой проволоки, еще лучше рамы в виде буквы "П". Чтобы стена "прилипла" к предназначенному для нее месту на плане, промазать его тонким слоем пластилина. Щели также замазать пластилином, заровнять ножом.

Перекрытия и крыши делаются из толстого картона или фанеры, затем раскрашиваются или разрисовываются гуашью, обмазываются пластилином. Можно даже выложить черепицу из небольших кусочков пластилина. Во всех случаях крыши желательно покрыть лаком.
В моделировании имеет большое значение обобщение. Практически невозможно в точности повторить профиль карниза, наличник, капитель... Многие детали выполняются из пластилиновых "колбасок" различной толщины. Прилепив "колбаску" вдоль ровного края доски, а также с помощью ножа и линейки обрезав ее бока, получим "брусок" с прямоугольным сечением. Он может пригодиться, например, для карниза. Для изготовления мелких деталей используется только твердый пластилин. В каждую отдельно стоящую колонну вставляется каркас. Каменную кладку изображаем, облицовывая стену кусочками пластилина. Можно и всю стену целиком выложить из "камней", но нужно учесть, что швы между рядами ее ослабляют.

Для раскраски моделей лучше использовать неблестящие краски, например, водоэмульсионную, в которую добавляется гуашь. Но не всякая краска будет ложиться на пластилин. В этом нужно убедиться практически. Некрашеный пластилин смотрится лучше.

Даже аккуратно сделанная пластилиновая модель никогда не будет идеально ровной. Но она обладает особенным обаянием — в нее вложен труд творца, что делает ее необычным произведением искусства.

И. КАНАЕВ, студент VI курса
архитектурного факультета
ГосударственногоУниверситета по
Землеустройству

Модель деревянной церкви. Крашеный пластилин, лак, картон. 1994.Золушка (или "Карета"). Фанера, гуашь, лак. 1992.Колокольня. Крашеный пластилин, фольга. 1995.

 



На главную Проекты храмов Творческие работы Модели Об авторе Статьи Контакты Ссылки