Храм Новомучеников и исповедников Домодедовских в городе Домодедово

Вариант проекта храма с пристроенной колокольней

Московская обл., город Домодедово


На главную Проекты храмов Следующий проект Воскресенский храм с. Колычево

Перейти к варианту проекта храма с отдельно стоящей колокольней


Вид храма с юго-запада (главный вход)ГлавыВид храма с северо-запада (на колокольню)Вид храма с северо-востока (на придел и северное крыльцо)Вид храма с востока (на алтари)Вид храма с юго-запада (на южный вход)Вид с птичьего полета с юго-западаВид с птичьего полета с северо-востокаЗападный фасад храмаСеверный фасад храмаВосточный фасад храмаЮжный фасад храмаПлан храмаПлан подклетаРазрез храма 1-1Разрез храма 2-2Главный вход храма, западное крыльцоСеверный вход в храм, крыльцоЮжный вход в нижний крестильный храм и помещения подклета


Объемно-пространственное решение

Храм двухуровневый  с галереей, окружающей центральный объём (бесстолпный четверик) с трёх сторон: северной, западной и южной, и завершающейся с восточной стороны двумя приделами: северным и южным. Три широкие арки объединяют внутреннее пространство четверика и галереи. Четверик освещается сверху семью окнами второго света, а галерея обильно освещена тремя широкими арочными окнами. К северо-западной стене галереи примыкает небольшая колокольня.

Стилевое решение храма опирается на лучшие образцы Ярославских храмов XVII века, а также московские храмы того же времени. Храм, окруженный галереей, с приделами с северной и южной сторон, колокольней в северо-западном углу – это очень распространенное традиционное решение храмов Ярославля XVII века. Но почти все известные храмы такого типа в Ярославле крестово-купольные, только один из них – храм Богоявления – имеет центральный бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Бесстолпные храмы с сомкнутым сводом в XVII веке были распространены не в Ярославле, а в Москве.

Размер храма в плане с галереей, звонницей и крыльцами 29,3 x 33 м. Высота храма от уровня земли до основания центрального креста 26,8 м, до верха креста – 30,5 м.

Верхний храм состоит из центрального объёма – четверика с алтарём, примыкающем к четверику с восточной стороны, обходной галереи, двух приделов, помещения под звонницей. Верхний храм имеет два входа: через большое центральное крыльцо с лестницей и через северное крыльцо меньшего размера. Помещения с лестницами, ведущими в храм, одновременно служат тамбурами.

Верхний храм перекрыт сводами разных типов. Центральный бесстолпный объём перекрыт сомкнутым сводом с центральным световым барабаном. Четыре меньших боковых барабана ложные (не световые). Центральный объём храма пятиглавый, ещё две  небольшие главки венчают приделы. Приделы также перекрыты сомкнутыми сводами с ложными барабанами. Галерея и крыльца перекрыты крестовыми сводами и цилиндрическими сводами с распалубками над окнами. Две лестницы на северной стороне перекрыты наклонным плоским перекрытием. Помещение под звонницей используется для свечного ящика и имеет горизонтальный плоский потолок с проемом для винтовой лестницы.

Нижний храм полуподвальный. Уровень пола ниже уровня земли на два метра. Перекрытие плоское. Высота от пола до потолка 3,5 м. Состоит из центральной части с алтарём, окружающей  галереи и пространства под звонницей и крыльцами. В центральной части расположен крестильный храм, в галерее – прихожая, административные, жилые и хозяйственные помещения. Нижний храм имеет один вход через южное крыльцо, а также соединён с верхним храмом  лестницей с северной стороны.

Иконостас Воскресенского храма в селе КолычевоГлавный иконостас Воскресенского храма в селе Колычево - пример иконостаса, который хорошо смотрелся бы и в интерьере храма Новомучеников в г. Домодедово (это не следует понимать, что предлагается создать его точную копию).

Лучшим решением интерьера верхнего храма без сомнения стал бы высокий пятиярусный резной иконостас в стиле первой половины XVII века. Иконостас должен занять всю восточную стену четверика от угла до угла, и по высоте – до основания свода, или даже немного выше. В приделах возможны один-два небольших иконостаса в том же стиле. В интерьере должны быть также несколько киотов с подсвечниками и аналоев. Два киота должны отгораживать клироса от остального пространства центрального четверика. Резьба иконостасов, киотов, аналоев верхнего храма рекомендуется неглубокая (5-7 мм) плоскостная, золоченая с полихромной покраской. Стены и своды в интерьере верхнего храма должны быть оштукатурены под роспись и в дальнейшем расписаны. Стиль росписей рекомендуется соответственно тоже по образцам  XVII века.

Интерьер нижнего крестильного храма не обязательно должен в точности повторять стиль верхнего. Повышенный уровень влажности в  крестильне вынуждает принять другие решения. Иконостас можно сделать, например, каменный резной. Образцы резьбы желательно также брать XVII века.


Строительные материалы и конструкции

Фундамент храма ленточный из фундаментных блоков на подушке. Стены нижнего храма являются фундаментом и ниже уровня земли состоят из фундаментных блоков, а внутренние несущие стены нижнего храма – целиком из фундаментных блоков. Перекрытие между нижним и верхним храмами монолитное. Стены, своды и шатёр звонницы кирпичные. Воздушные связи, скрепляющие своды и арки, в совокупности с арматурой внутри кирпичных стен образуют систему армирования здания храма. Стены  также армированы сеткой. Своды сверху имеют слой утеплителя. Конструкции крыш деревянные, кровли железные, имеются подзоры. Покрытие центральной главы храма и главки звонницы рекомендуется медное с золочением, остальных глав - медное с покраской. Для наружной отделки стен рекомендуется известково-цементная обмазка с полихромной покраской. При этом кирпичная кладка стен снаружи должна обязательно выглядеть аккуратно. При неаккуратной кладке обмазывать стены нельзя, можно оштукатурить. Декор кирпичный. В декоре присутствуют полихромные изразцы.


Отзыв настоятеля

Священник Максим КолесникСвященник Максим Колесник

Адрес храма: Московская обл., г. Домодедово, ул. Дружбы, стр. 6а
Cайт храма: http://patermax.ru

Техническое задание и благословение на проектирования храма Новомучеников и исповедников Домодедовских было дано благочинным Домодедовского церковного округа протоиереем Александром Васильевым. Первоначально храм предполагался как приписной (филиал) к собору Всех святых в земле Российской просиявших и предназначался для жителей одного из микрорайонов города Домодедово, которым затруднительно добираться до собора. Проект храма получился достаточно красивым, соответствующим лучшим традициям Ярославского стиля XVII века, но не учитывал особенностей своего местоположения и потребностей будущих прихожан. В 2007 году был закончен первый проект храма, а я был назначен его настоятелем. В процессе подготовки  Иваном рабочего проекта и согласования было изучено место будущего храма, а также темпы роста микрорайона. В результате было принято решение о необходимости доработки проекта с целью увеличения вместимости храма и удобства совершения богослужений в нем с учетом значительного количества возможных прихожан в микрорайоне. Иван учел мои пожелания и внес заметные улучшения в проект: были увеличены размеры храма при сохранении всей красоты и величия, пристроена звонница со свечным ящиком и кельей, предусмотрена лестница между этажами внутри храма, расширены проходы из галереи в центр храма. В процессе строительства фундамента и нижнего этажа храма архитектор осуществлял строительный надзор, регулярно сверяя каждый этап строительства с рабочим проектом, при необходимости корректируя ход строительства и предоставляя дополнительные чертежи сложных элементов. Архитектор Иван Канаев имеет достаточный опыт проектирования храмов и способен вести полный цикл авторского надзора, всегда добросовестно относясь к своей работе. Другим важным достоинством архитектора является видение храма как цельного архитектурного сооружения с гармоничным сочетанием архитектурного стиля и внутреннего убранства, иконостаса. При этом качественная работа и следование лучшим традициям храмового строительства не сопряжены с высокой стоимостью его услуг - архитектор учитывает возможности конкретного прихода, относясь к строительству храма как к Божьему делу. Однако все величие и красоту проекта не всегда удается реализовать в полном объеме в условиях отсутствия финансирования, а это является, к сожалению, частым явлением, что следует учитывать при проектировании храмов. Видение архитектором будущего храма должно соответствовать потребностям духовенства и прихожан, а также учитывать реальные возможности прихода. Если стоит задача построить величественный и красивый храм в лучших традициях храмового зодчества, при этом имеются все необходимые для этого возможности - доверить проектирование храма и надзор за строительством архитектору Ивану Канаеву будет хорошим выбором.


На главную Проекты храмов Следующий проект Воскресенский храм с. Колычево

Перейти к варианту проекта храма с отдельно стоящей колокольней