Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Храмы, построенные непрофессионалами Предыдущая страница ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ... Следующая страница Тенденции развития современной русской храмовой архитектуры


В определенных условиях удачны опыты строительства храмов и часовен в стиле классицизм. Если новый храм или часовня дополняют ансамбль времен классицизма, то, естественно, они построены в стиле классицизма, как часовня на Сибирском подворье при храме святителя Филиппа митрополита Московского, архитектор О.И. Журин.

В пределах старой Москвы, среди сохранившейся старой застройки, в основном XIX века наметилась тенденция строить новые жилые и общественные дома в ретростиле, напоминающем классицизм. Такие дома смотрятся естественно в этом окружении. И так же уместны в этих условиях новые храмы в стиле классицизм, хотя вполне возможны и в более древних стилях.

Также удачны новые храмы и часовни в стиле классицизм среди застройки сталинской эпохи, подражающей классицизму, например часовня святых Бориса и Глеба на Арбатской площади, архитекторы П.И.Чучиков и Ю.С.Вылегжанин. Часовня  построена на месте церкви страстотерпцев Бориса и Глеба, впервые упоминаемой в 1483 году и неоднократно перестраивавшейся, и храма святителя Тихона епископа Амафунтского 1620 года, тоже перестраивавшегося и последний раз обновленного в 1896 году. В тридцатые годы нашего столетия оба эти храма были снесены. Задача авторов была - сделать часовню для Арбатской площади родной, чтобы она не вступала в контраст с окружающей средой, но в то же время и не терялась на этой большой площади. За основу были взяты обмеры и фотографии  старого храма Бориса и Глеба, выполненные перед его сносом в 1930 году архитектором-реставратором Б.Н. Засыпкиным. Таким образом, композиция часовни - восьмерик на четверике - напоминает старый храм, каким он был в результате поздних перестроек.*

Очень удачная часовня в стиле классицизм построена по инициативе и по проекту группы архитекторов персональной мастерской М.Хазанова, реконструировавших  непритязательный профсоюзный дом отдыха на месте некогда существовавшей усадьбы. Архивных документов не сохранилось, архитекторы реконструировали комплекс в стиле классической усадьбы, и для завершения ансамбля они поставили часовню на высоком откосе в непосредственной близости от братской могилы воинов, погибших в 1941 году. Неискушенное местное начальство приняло часовню за «памятник архитектуры».

В группе церковных зданий в стиле классицизм также есть здания, точно следующие стилю, как отмеченные выше, и есть здания под влиянием современного стиля. Это храм великомученицы Ольги на Б. Серпуховской улице и храм-часовня в честь иконы Казанской Божией Матери на Октябрьской площади.


* Копылова  Н.А. Новые храмы в Москве.//Архитектура и строительство Москвы №1, 1998.


Содержание Оглавление
Храмы, построенные непрофессионалами Предыдущая страница ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ... Следующая страница Тенденции развития современной русской храмовой архитектуры


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки