Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Большинство проектов и реализаций современных храмов обращается к древнерусским образцам Предыдущая страница ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 ... Следующая страница П.Д. Барановский


Развитие русской храмовой архитектуры было насильственно прервано на 70 лет. Отсюда следуют два вывода:

а) Утеря традиций и профессиональных навыков заставляет вернуться к корням русского храмостроения.

б) Народ стремится вернуться к тому, что было у него отнято, к узнаваемому образу храма, к восстановлению "связи времен".

Рассмотрим подробнее эти выводы.

а) Конечно, храмовая архитектура, как и вообще вся архитектура, будет развиваться, ее дальнейшее развитие пойдет неисповедимыми путями, с привлечением более широкой палитры архитектурных приемов. Но необходимо вернуться к корням национального искусства, так как без корней поиски нового в храмостроении могут оказаться бесперспективными.

Корнями русского храмостроения мы считаем допетровское зодчество, включая «московское барокко», так как с XVIII века русская архитектура шла уже в русле европейской архитектуры и потеряла свое яркое своеобразие. Рассматривая допетровское церковное зодчество во всем объеме и многообразии решений, мы имеем право взять за основу малого храма образец из любого звена эволюции, к примеру, небольшие новгородские и псковские храмы, а не только типично московские.

б) Народ стремится вернуться к Православию и национальным корням. Необходимое духовное возрождение народа возможно именно на основе национальной культуры. И.Л.Бусева-Давыдова пишет об объективной тенденции, отражающей "потребность в восстановлении "связи времен".*

Искусство создается индивидуумом на языке, понятном обществу. Эстетические идеалы нашего народа почти не менялись с веками («красота, аки на небе»). И тем более сейчас народ предпочитает идеалы старые, дореволюционные, узнаваемые, стабильные, Стабильность сейчас ценится больше, чем перемены. Индивидуальное сознание появляется с развитием цивилизации, оно свойственно Западу. Русскому же народу в искусстве, особенно церковном, «соборное» творчество, по традициям, по канонам ближе, чем индивидуальное творчество.**

Если на Западе в процессе развития культовой архитектуры постепенно возникла потребность в новых формах, то в России верующие стремятся вернуться именно к старым, узнаваемым  образам, их не прельщает модернизм.

Вообще искусство - это всегда борьба противоположных тенденций. Всегда имеет место новаторство. Возникали новые формы храмов, как церковь Вознесения в Коломенском или храм Василия Блаженного, и новые трактовки иконописных сюжетов. Не исключены конечно и современные, совершенно новые, гениальные решения, но глубокое понимание исторических корней нашего храмостроения и богословских основ его при этом необходимы.


* И.Л.Бусева-Давыдова. Архитектура православного храма. X-XX вв.

** Сардаров А. Архитектура в русле национальной культуры // Архитектура СССР №5-6. 1990.


Содержание Оглавление
Большинство проектов и реализаций современных храмов обращается к древнерусским образцам Предыдущая страница ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 ... Следующая страница П.Д. Барановский


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки