Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Выводы по 1 главе Предыдущая страница ... 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 ... Следующая страница Прообразы христианского храма


Глава 2. Функциональные основы и классификация церковных объектов. Размещение малых храмов в Москве и Подмосковье

II.1. Аллегоризм, символика и каноническое устройство храма

Как функциональное решение, так и художественный образ храма базируются на канонической основе, аллегоризме и символике отдельных элементов и целого. Эти аспекты проектирования храмов в диссертации рассмотрены  с учетом точки зрения богословия.

В Евангелиях мы находим различные объяснения того, что есть храм:

  1. 1. Храм - дом Богоотца и Христа (Мр. 11:17, Ин. 2:16)
  2. Храм - дом молитвы (Мр.11:17)
  3. Храм - Тело Христово (Ин. 2:18-21)
  4. Храм - образ обоженного человека ("Царствие Божие внутрь вас есть") (Лк. 17:21)

Эти идейные смыслы положены в основу изъяснений храма Максима Исповедника (VI -VII вв.) в его "Мистагогии": "Православный храм изображает процесс очищения и возрождения во Христе человека и всего творения в целом... Храму с древнейших времен усваивается символическое значение Христа и значение человека, спасающегося во Христе. В любом же из этих значений присутствует понятие о Царствии Божием"*

В современной трактовке храм представляет собой образ мироздания,** Вселенной и сущей в пределах ее Вселенской Церкви. "Алтарь, где находится святая святых, образует небо и то, что превыше небес, а собственно храм и притвор означают землю и все, что на земле"(бл. Симеон Солунский, гл.78). Библия говорит, что рай был во Едеме, на востоке (Быт. 2,8), поэтому алтарь обращен к востоку. Наименование "алтарь" значит "высокий жертвенник" (alta ara).*** Алтарь возвышается над уровнем пола других частей храма. Он является частичкой рая на Земле. Врата алтаря, которые теперь называются Царскими, в древности назывались райскими, а Царскими назывались врата храма.


* Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. с.19-20. Цит. по: Гуляницкий Н.Ф. Крестовокупольные храмы древней Руси и грекоантичная традиция.//Архитектура мира №2, 1993

** Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира.//Византийский временник. Т.47. М.,1986. с.163-181

*** Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее.//К свету №17


Содержание Оглавление
Выводы по 1 главе Предыдущая страница ... 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 ... Следующая страница Прообразы христианского храма


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки