Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Размещение храмов и часовен, расчет вместимости храма Предыдущая страница ... 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Следующая страница Выбор места строительства храма


Размещению церковных комплексов в современных градостроительных условиях посвящена диссертация Ю.Э. Саратовской.* В ней отмечены 3 типа храмов и храмовых комплексов, имеющих различные функции в зависимости от размещения в городе: культурно-духовный комплекс (на базе приходского комплекса или монастыря), храм в транспортном узле  (на площади или крупной улице)  и внутриквартальный храм  (в ткани жилой застройки). Можно условно считать, что культурно-духовный комплекс обслуживает город (раньше ему соответствовал монастырский комплекс), храм в транспортном узле - жилой район (раньше ему соответствовал уличанский храм), а внутриквартальный храм - микрорайон (раньше - внутрислободской храм).

Малый храм на 50 и 100 прихожан, который согласно вышеприведенному расчету обслуживает микрорайон, может выполнять функции и внутриквартального храма, и храма в транспортном узле. Примером внутриквартального храма, максимально приближенного к жилищу, являются деревянный храм Николая у Соломенной сторожки и каменный храм Митрофания Воронежского на 2-й Хуторской улице. Храм такой вместимости может также выполнять функции и храма в транспортном узле, т.е. на площади или крупной улице, у железнодорожной станции в пригороде. Тем более это относится к малому храму на 200 и 300 прихожан.

Опрос прихожан показал, что большинство их предпочитает иметь храм в пределах пешеходной доступности, а часть  верующих, совершающих ежедневные деловые поездки, посещают храмы в транспортных узлах города. Во время больших церковных праздников служба длится всю ночь, и прихожане, в том числе пожилые, вынуждены идти из храма домой пешком на значительные расстояния, так как общественный транспорт ночью не работает. Из этого следует, что  для города требуются как  храмы в транспортных узлах, обслуживающие условный жилой район, так и сеть внутриквартальных храмов, обслуживающих условный микрорайон.

Традиционно ставились храмы при въезде в город. Но при въезде в Москву на крупных транспортных развязках МКАД к такому храму не будет доступа пешеходов. Въезд в город может быть отмечен часовней.


* Саратовская Ю.Э. «Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях (на примере Москвы и городов Московской области)». Автореферат дисс... канд. архитектуры. М.2000


Содержание Оглавление
Размещение храмов и часовен, расчет вместимости храма Предыдущая страница ... 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Следующая страница Выбор места строительства храма


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки