Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Новизна, значение, объем и структура работы; главы Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... Следующая страница Внутреннее и внешнее восприятие храмов


Глава 1.  Исторические  предпосылки становления   современной   церковной архитектуры  

I.1.  Основные исторические этапы формирования архитектуры Русской Православной Церкви

Сегодня необходимо по-новому пересмотреть историческую эволюцию церковной архитектуры, понять прерванные тенденции ее развития, а также осмыслить этот опыт в контексте современной культурной ситуации.

Архитектура, как вид искусства, является выражением духовности народа, ее создавшего, на основе деятельности конкретных авторов. С принятием христианства от Византии Русь переняла и ее культуру и искусство, которые были неотделимы от Церкви. «Но принимая новую веру и ее образный язык, созданный в упорной и подчас трагической борьбе, - пишет Л.А. Успенский, правда, об иконописании, - русский народ творчески претворяет их сообразно со своим восприятием христианства. [...] И сама духовная жизнь русского народа, его святость и церковное искусство получают национальный отпечаток, как результат постоянно нового и своеобразного переживания христианства.»*

Древнерусское зодчество делится на два этапа с перерывом на время монгольского нашествия. Первый этап - это путь от тринадцатиглавой Софии Киевской к пятиглавой Софии Новгородской, и вершиной этого этапа, шедевром считается стройная одноглавая церковь Покрова на Нерли. Далее начались поиски новых решений, выражающие стремление к пирамидальной композиции через подъем центральной главы, снижение угловых закомар. Но эта эволюция была временно прервана монгольским нашествием. В новых социально-экономических условиях возникли небольшие новгородские и псковские храмы. Позже московское зодчество продолжило эволюцию пирамидальности силуэта, которая привела к новым вершинам - шатровой церкви в Коломенском и фантастической композиции храма Василия Блаженного. Одновременно развивались небольшие московские храмы с горкой кокошников, названные Г.Я. Мокеевым «огненными». Завершают древнерусский период ярусные храмы «московского барокко».


* Л.А.Успенский «Богословие иконы православной церкви» 1989


Содержание Оглавление
Новизна, значение, объем и структура работы; главы Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... Следующая страница Внутреннее и внешнее восприятие храмов


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки