Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Исторические предпосылки становления современной церковной архитектуры Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... Следующая страница Вертикальный силуэт храмов


Храм Святой Софии в Константинополе был в основном рассчитан на восприятие внутреннего пространства, поражающего своей грандиозностью после тесноты улиц средневекового Константинополя. Русские храмы с самого начала строились как украшение больших пространств, были рассчитаны не только на внутреннее, но и на внешнее восприятие*.  А в храмах-памятниках - в основном на внешнее. В этих условиях исключительное значение приобретали пластичность и особенно силуэт храма. Рассмотрим подробнее развитие в допетровский период силуэта храма от статического к динамическому (рис.1, 2).

Cилуэт тринадцатиглавой Софии Киевской статичен. Силуэт пятикупольной Софии Новгородской более стройный.

В XII в. возникли одноглавые четырехстолпные и шестистолпные храмы. Примером наиболее стройного гармоничного небольшого четырехстолпного храма является храм Покрова на Нерли, имеющего уже вертикальные пропорции тела храма и барабана. Этот храм по размерам соответствует малому храму и может служить образцом для современного малого храма.

Следующий шаг к более динамичному силуэту сделан в церкви Архангела Михаила в Смоленске. Основание барабана приподнято и задекорировано дополнительными закомарами, прообразами кокошников. Вместо угловых закомар - полузакомары, образующие вместе с центральной закомарой трехлопастное завершение. Пирамидальный силуэт дополняют приделы, повторяющие силуэт центральных закомар.

Трехлопастное завершение применялось позже в XIV веке в небольших новгородских и псковских храмах, а в XV веке и в московских. Эти храмы были 4-столпными, а позже бесстолпными. Некоторые храмы вместо сложного трехлопастного завершения стали перекрывать на два ската. На фасадах образовались четыре фронтона. Примером небольшого четырехстолпного храма с трехлопастным завершением является церковь Федора Стратилата в Новгороде, храма с четырехфронтонным завершением - церковь Спаса Преображения на Ильине ул. в Новгороде, бесстолпного храма с трехлопастным покрытием - церковь Трифона в Напрудном в Москве. Такие небольшие лаконичные храмы вдохновляли как архитекторов русского стиля рубежа XIX - XX веков (Марфо-Мариинская обитель Щусева), так и западных минималистов в 60-е годы XX века, и сейчас они могут служить образцами для малых храмов.


* А.И.Каплун «К проблеме античной традиции в зодчестве Древней Руси».//Архитектурное наследство №38, 1995.


Содержание Оглавление
Исторические предпосылки становления современной церковной архитектуры Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... Следующая страница Вертикальный силуэт храмов


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки