Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Внутреннее и внешнее восприятие храмов Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... Следующая страница Шатровые храмы


Вернувшись к XIII веку, рассмотрим Пятницкую церковь в Чернигове как следующий этап перехода к динамическому силуэту. Подкупольные арки, поднятые зодчим Петром Меланегом выше сводов, дали второй ярус закомар. Вместе с третьим ярусом закомар у высокого основания барабана это завершение было прообразом горки кокошников московских храмов XVI-XVII веков.

Успенский собор в Звенигороде XIV в. открывает эпоху московского единого государства. Его белокаменная кладка и характер деталей восходят к владимиро-суздальским традициям. Высокий цоколь, выросший в дальнейшем в цокольный этаж, способствует дальнейшей вертикальной вытянутости силуэта. Килевидные кокошники и закомары у основания барабана напрямую ведут к самому типичному московскому бесстолпному храму XVI-XVII вв. с сомкнутым сводом, декорированным рядами кокошников килевидной, изредка полукруглой формы. Такой тип храма Г.Я. Мокеев назвал «огненным», ассоциируя эти кокошники с языками пламени, а возвышающуюся главу уподобляя горящей свече.* Примером «огненного» храма может служить малый собор Донского монастыря XVI в. Этот тип московского храма также может сегодня служить образцом для малого храма.

Другим преемником звенигородского собора стал Спасский собор Андронникова монастыря XV века. Его башнеобразный силуэт создан приподнятым барабаном, опущенными угловыми килевидными закомарами и сложной системой дополнительных закомар и кокошников.

Столпообразная церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника (колокольня Ивана Великого), построенная итальянцем Боном Фрязином в 1505 - 1508 годах, "успешно воплотила тенденции, давно уже намечавшиеся в башнеобразных храмах и столпообразных церквах, "иже под колоколы".** Это храм-памятник, надстроенный в 1600 году, максимально динамического силуэта.


* Кудрявцев М.П.,Мокеев Г.Я. О типичном русском храме XVII века.//Архитектурное наследство №29. М., 1981

** Бусева-Давыдова И.Л. Русское церковное искусство. X - XX вв.//Православная энциклопедия.  М., 2000. с.526.


Содержание Оглавление
Внутреннее и внешнее восприятие храмов Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... Следующая страница Шатровые храмы


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки