Архитектура современных православных малых храмов и часовен


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки


Содержание Оглавление
Вертикальный силуэт храмов Предыдущая страница ... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... Следующая страница Московское барокко, образцы каменных храмов, деревянные храмы


Следующим этапом было неожиданное гениальное открытие - шатровый храм-памятник - церковь Вознесения в Коломенском. Динамический силуэт храма был подготовлен всей предыдущей эволюцией образа храма, но все же представлял огромный качественный скачок.

На эту эволюцию форм, особенно возникновение шатровых храмов, влияло как русское деревянное зодчество, где эта форма естественно исходила из строительного материала - дерева и силуэт храма отражал в художественной форме силуэты окружающих северных елей, так и творчество европейских мастеров, издавна приглашаемых в Россию.

Шатровое покрытие также кроме художественной имеет и конструктивную ценность: уменьшение распора на стены по сравнению со сводчатыми покрытиями.

Из сочетания этих двух новых типов храмов - шатра в центре и столпов вокруг - вспыхнула фантастическая композиция храма Покрова на Рву (первоначальное название - храм Троицы).

Во всех трех храмах-памятниках, посвященных важным историческим событиям, зодчие искали необычный величественный внешний образ, не придавая значения внутреннему пространству, очень тесному. Несмотря на малую вместимость, эти храмы нельзя отнести к малым храмам.

В XVII в. развитие пошло по пути усложнения и измельчения силуэта. Вместо единственного шатра храма в Коломенском - три шатра Успенской («Дивной») церкви в Угличе и пять декоративных глухих шатров церкви Рождества Богородицы в Путинках.

Ограничение   патриархом Никоном строительства шатровых храмов привело к сочетанию колокольни полюбившейся шатровой формы с «огненным» храмом, украшенным горкой кокошников с одной или пятью главами, причем угловые барабаны при сомкнутом своде не световые, а декоративные. Они, впрочем, играют и конструктивную роль, пригружая свод. Именно такие храмы стали особенно распространенными в период «московского узорочья» XVII века, например, церковь Троицы в Никитниках.


Содержание Оглавление
Вертикальный силуэт храмов Предыдущая страница ... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... Следующая страница Московское барокко, образцы каменных храмов, деревянные храмы


На главную Проекты храмов Творческие работы Об авторе Статьи Контакты Ссылки